Зайти Online 4 человек(-а)

Василий Лановой - биография

Биография Василия Ланового


Василий Лановой - биография



Родился 16 января 1934 года в Москве. Отец – Лановой Семен Петрович (1907–1979). Мать – Лановая Агафья Ивановна (1910–1986). Супруга – Купченко Ирина Петровна, народная артистка России. Сыновья: Лановой Александр Васильевич (1973 г. рожд.), Лановой Сергей Васильевич (1976 г. рожд.).
Родители В.С. Ланового приехали в Москву из села Стрымба Кодымского района Одесской области в неурожайный на Украине 1931 год. Сначала отец устроился на химический завод, а позже в столицу переехала и мать.



Войну Василий Лановой встретил 7-летним мальчишкой, на Украине, куда он был отправлен к родителям отца с двумя сестрами за несколько дней до ее начала. На станцию Абамелково, что в 3–4 километрах от деревни Стрымба, они приехали рано утром 23 июня. Встречал их дедушка, и едва они сошли с поезда, он первый сказал им, что началась война. Василий тогда еще не представлял себе, что это такое, но по общей тревоге, волнению понял, что произошло что-то непоправимое.



Мать с отцом должны были приехать к ним через неделю, но судьбе было угодно распорядиться по-иному. Война разлучила их почти на 3 года – страшные годы оккупации, когда ни родители, ни дети ничего не знали друг о друге. В.С. Лановой вспоминает:
«Сначала было отступление “наших”: шли плотной колонной на восток, потом движение начало убыстряться, шли уже не колонной, а отдельными группами. Расстояние между группами становилось все больше, а скоро мы увидели и первых раненых. И, наконец, образовалась пауза. А затем появились первые мотоциклисты, а вслед за ними показались колонны машин, солдат, повозок, велосипедистов, зениток – это была лавина, этакая орда, “чингисханщина”, захватившая все пространство...»



В деревне Стрымба остановился немецкий отряд. Немец, который жил в доме у Лановых, подарил Василию свой ремень. Этот ремень чуть не стоил ему жизни. Случилось это на току. Подъехал немец и, увидев его с этим ремнем, приказал подойти. Василий повиновался. Немец показал, чтобы он отдал ремень. «Не дам, мой ремень», – запротестовал Василий. Тогда фашист снял автомат и над самой головой мальчика дал очередь, описав дугу. Пули просвистели у самого уха. Бабушка сразу упала в обморок, а дед застыл в оцепенении. После этого Василий молча снял ремень и протянул его немцу. Внешне все это он перенес спокойно, но долго еще продолжал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга.



Родители Василия Ланового еще до войны работали на химическом заводе. В первые дни войны, пока не была налажена автоматическая линия, им приходилось вручную разливать жидкость, используемую для противотанковых гранат, – производство, вредное для здоровья, так что оба стали инвалидами. К концу войны они едва передвигались. Но только услышали по радио о том, что советские войска освободили Попелюхи, Котовск, Кодиму – крупные населенные пункты близ деревни Стрымба, как мать, не раздумывая, села в поезд, вернее ее посадили – сама она не могла ходить, и в таком состоянии отправилась в дальнюю дорогу, не зная, найдет ли в живых своих детей. Василий Семенович вспоминает:
«Я бежал, как никогда в жизни не бегал, обгоняя других, раньше меня устремившихся к станции. Пробежав больше полпути, увидел в телеге, двигавшейся мне навстречу, совсем незнакомую, худющую женщину. Я ее, конечно, не узнал и пробежал мимо... Дед, который ее вез, окликнул меня: “Василь, да это же твоя мамка, куда ж ты?..”»



Через месяц Василий вернулся с матерью и сестрами в Москву в переполненном товарном вагоне. Оккупация сменилась голодными военными и первыми послевоенными годами.



Однажды Василий с товарищем увидели в районе ЗИЛа афишу «М. Твен, “Том Сойер”, “Друзья из Питтсбурга”». Пришли на спектакль. Увидев на сцене своих сверстников и узнав, что они и сами могут стать членами драматического кружка, отправились на занятия. И сразу же окунулись в стихию студийности. Педагоги Сергей Львович Штейн и Лидия Михайловна Сатель прививали ученикам любовь к литературе, искусству, стремились научить их мыслить самостоятельно, нестандартно, глубже понимать и чувствовать прочитанное, увиденное. Для 13-летнего Василия Ланового и других мальчишек военной поры студия стала вторым домом, отогревшим искалеченные войной детские души, открывавшим перед ними совсем другой мир – мир гармонии, красоты, добра, счастья.
Поначалу Лановому не удавалось блистать в главных ролях: мешали заикание и сильный украинский акцент. Но постепенно он набирался опыта и в спектакле «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной сыграл главную роль, за которую на Всесоюзном конкурсе самодеятельных театров в 1951 году был удостоен первой премии. С этим спектаклем юные артисты побывали в Киеве, Ленинграде, Горьком.



После окончания 7-го класса в школу, где учился Василий, пришли военные летчики, рассказали о своей профессии... и он подал документы в летное училище. Однако Сергей Львович Штейн сам поехал в училище и забрал его документы. Ему было жаль отдавать своего талантливого ученика другой профессии. Среднюю школу В. Лановой окончил с золотой медалью.



Всерьез о профессии актера он тогда еще не думал. Просто хотелось проверить себя: научился ли чему-нибудь в студии, есть ли у него актерские способности. И поэтому из желания не столько поступить, сколько испытать себя, больше из любопытства, отправился в Театральное училище имени Б.В. Щукина. На вступительных экзаменах читал отрывки из «Тараса Бульбы», «Войны и мира», стихотворение А.С. Пушкина. Всего комиссией было просмотрено около 150 человек, а приняты только двое, и один из них – Василий Лановой. Конечно, было приятно сознавать, что он выдержал это нелегкое испытание.



Трудно сказать, что повлияло на Василия, но в 18 лет он изменил своей мечте стать актером и поступил в МГУ на факультет журналистики. И сразу же получил вызов на пробу в фильме «Аттестат зрелости». Роль Валентина Листовского не была для него абсолютно новой: за 2 года до съемок фильма ему довелось сыграть ее в самодеятельном театральном коллективе. Там было занято много будущих замечательных актеров: Т. Шмыга, В. Земляникин, А. Локтев, В. Носик, А. Лихитченко. Но для участия в фильме пригласили только В. Ланового, для которого это приглашение было полной неожиданностью.
Фильм привлек внимание. Первая кинороль стала своеобразной заявкой на право учиться актерской профессии. Оставив факультет журналистики, Лановой вернулся в Щукинское театральное училище, на курс Цецилии Львовны Мансуровой. Ученица Вахтангова, она как бы из первых рук передавала студентам уроки мэтра, его эстетику, его представление о театре.



В 1956 году наступает один из переломных моментов в биографии В. Ланового. Ему предлагают роль Павки Корчагина в одноименном фильме, который ставили на Киевской киностудии молодые режиссеры А. Алов и В. Наумов.
Роман «Как закалялась сталь» вошел в жизнь В. Ланового еще раньше – когда ему было 7 лет. В оккупированном фашистами селе учитель читал мальчикам роман на украинском языке, а книгу приносил тайком, рискуя жизнью. Ребята воспринимали Павку не как литературного героя, для них он был живым, вполне конкретным человеком. Таким он и остался в сознании Василия Ланового на всю жизнь. Таким актер сыграл его и в кино – как давнего своего хорошего знакомого, в котором видел для себя образец стойкости, мужества, веры и решимости ее отстаивать. Фильм «Павел Корчагин» получил призы на Московском международном кинофестивале в 1957 году и в 1958 году – на Всесоюзном.



Мужественная внешность, яркий темперамент, волевые качества – все эти сценические свойства отличали Василия Ланового уже в самом начале творческого пути. Роль Павки Корчагина закрепила за ним амплуа героико-романтического плана.
В 1957 году после окончания училища Василий Лановой становится артистом одного из самых именитых театров Москвы – Театра имени Евг. Вахтангова. Первой работой в театре тоже был герой – юный, мечтательный, отдавший жизнь за Родину политрук Бакланов («Вечная слава» Б. Рымаря, 1958). В первые годы работы в театре Лановой был занят, за небольшим исключением, в ролях одноплановых, главным образом романтических – принцы, полководцы, рыцари. Играл Фортинбраса в «Гамлете» У. Шекспира (1958), гостя Лауры (1959), а затем Дон Гуана (1963) в «Маленьких трагедиях» по А. Пушкину, наконец, принца Калафа в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1963). Роль Калафа была подлинным прорывом. Она убедительно доказала, что Василий Лановой – артист разноплановый и, несмотря на тягу к романтическому, может играть характерные роли. Ему свойственен такой сценический ход, при котором он, как бы видя персонаж со стороны, подсмеивается над ним. Его Калаф, хоть и прекрасный герой, готовый идти на смерть ради обладания Турандот, окрашен мягким юмором, отчего делается обаятельнее, ближе. Постановка имела большой успех, В. Лановой становится одним из премьеров труппы вахтанговского театра. Однако хотелось попробовать себя и в других ролях, вырваться из круга «принцев».



Однажды, когда в детском спектакле «Золушка» Е. Шварца (1966) В. Лановому снова предложили роль Принца, он, набравшись смелости, попросил у Р.Н. Симонова дать ему острохарактерную роль маркиза па де Труа. Для молодого актера, игравшего молодых романтических героев, роль древнего старца стала серьезным испытанием актерских возможностей. В. Лановой признается, что долго у него в этой роли, «кроме танца, ничего не получалось». После ряда репетиций с Р.Н. Симоновым эта роль стала одной из интереснейших работ актера в те годы в театре.
В начале 1960-х годов Василий Лановой снимается в популярных у зрителей картинах: режиссер Александр Птушко предлагает ему роль капитана Грея в фильме «Алые паруса» (1960), в картине «Полосатый рейс» (1961) актер берется за крохотный эпизод, нисколько не смущаясь тем, что всю суть персонажа надо передать одной-единственной фразой.



В 1965–1967 годах В. Лановой снимается в роли Анатоля Курагина в многосерийном фильме С. Бондарчука «Война и мир» по роману Л. Толстого. Анатоль Курагин – одна из любимых его ролей. В работе над образом Анатоля В. Лановой большую роль отводит режиссуре С. Бондарчука. В исполнении В. Ланового, как отмечали кинокритики, у Курагина появляется больше человеческих черт, чем в романе. Не найдя внутреннего оправдания поступкам своего героя, актер делает упор на его страстный характер, лихачество, жажду рискованных приключений.
В. Лановой обладает способностью возвышать свои персонажи, придавать им черты привлекательности. В этом смысле его Протасов («Дети солнца» М. Горького, 1968) не никчемный фантазер и рефлексирующий интеллигент, а мечтатель, творец, углубленный в свою науку, а Дон Гуан («Маленькие трагедии» А. Пушкина, 1963) не роковой обольститель, а натура щедро одаренная, влюбленная в жизнь, ненавидящая лицемерие и скуку и бросающая им дерзкий вызов.
В фильме «Анна Каренина» (1967) по сценарию В. Катаняна и А. Зархи В. Лановой сыграл Вронского. В картине он создал образ, предложенный ему сценаристом и режиссером. Вронский Ланового – блестящий красавец, истинный представитель высшего света, потомственный военный, выпускник Пажеского корпуса. Он искренне и страстно любит Анну, но не способен пожертвовать ни одной из своих привилегий. У него слишком мало духовных сил. Создав такой образ Вронского, актер, по его словам, остался неудовлетворенным своей работой, будучи уверенным в том, что способен на большее.
Еще раньше, работая над образом Олега Тулина в фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» (1965), Лановому пришлось доказывать автору сценария Даниилу Гранину свой взгляд, свое понимание роли. «Я считал, что это сложный образ, противоречивый. Он допускает компромиссы в отношениях между людьми, но это не делает его плохим человеком», – считает актер. Даниил Гранин согласился с ним. Тулин в исполнении Ланового стал более живым и человечным.




Начало 1970-х годов – время важнейших событий в жизни Василия Семеновича. Он женится на актрисе Театра имени Евг. Вахтангова Ирине Купченко. На сцене они не раз играли вместе, а в кино встретились только один раз, в картине режиссера Ю. Райзмана «Странная женщина» (1978). У них родились двое сыновей – Александр и Сергей, которые, став взрослыми, избрали другие профессии.



В 1971 году на экраны страны выходит картина «Офицеры» (1971), в которой В. Лановой сыграл благородного, верного долгу и чести офицера Ивана Варавву. Премьера фильма собрала 53 миллиона зрителей. Фильм на многие годы стал одной из самых любимых картин отечественного кино, особенно почитаемых среди защитников Отечества. Слова главного героя «Есть такая профессия – Родину защищать» стали символом солдатского долга. По опросам журнала «Советский экран», фильм «Офицеры» назван фильмом года, а Василий Лановой – лучшим актером 1971 года.
Удачно складывается жизнь актера и в вахтанговском театре, где ему доводится играть яркие роли: Маяковского в «Конармии» И. Бабеля (1966), Николая в «Коронации» Л. Зорина (1969). Среди немногочисленных его отрицательных ролей выделяются статуарно-холодный, несущий гибель красавец Цезарь («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира, 1971), коварный Зильбербрандт («Господа Гламбаи» М. Крлежи, 1975). В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) режиссера Татьяны Лиозновой Лановой сыграл фашистского офицера Карла Вольфа. «Карл Вольф – враг, – говорит актер. – Можно было еще грубее сыграть его, но мне хотелось показать не примитивного, ненавистного врага, а достойного противника».



Актер любит и умеет вести разговор от лица своего поколения, его привлекают образы большой нравственной силы, характеры крупные: Алексей («Алексей Бережной» Е. Симонова, 1962), Гермин («Ливень» Л. Войтехова, 1964), Мансур («Женщина за зеленой дверью» Р. Ибрагимбекова, 1973) – все это люди открытой позиции, активно устремленные к высокой жизненной цели. В 1972 году актер удостоен премии Московского комсомола за создание героических образов. В 1978 году ему присвоено звание «Народный артист РСФСР».



Тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности – одна из ведущих в творчестве Василия Ланового. Лучшие из таких работ – Огнев («Фронт» А. Корнейчука, 1975), сыгранный актером с неистовым темпераментом ответственного, идущего на конфликт с «горловщиной» человека нового поколения, решительно ломающего старые методы руководства армией, и председатель колхоза Сагадеев («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1979) – образец высокой гражданственной, истинной боли за жизнь людей. Актера привлекала неординарность характера персонажа, которого судят за то, что он проводит экономический эксперимент для улучшения жизни односельчан.



В списке киноролей В. Ланового 5 фильмов детективного жанра. Почти во всех лентах этого жанра ему довелось работать с режиссером Б. Григорьевым, у которого актер впервые снялся в роли разведчика Чена в фильме «Пароль не нужен» (1967). Следующим стал образ майора Костенко в кинодилогии «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980). Последним в этом жанре был фильм «Приступить к ликвидации» (1983), где актер выступил в роли бывшего военного летчика Алтунина, обманом вовлеченного преступниками в свою среду. За эти фильмы В. Лановой в 1984 году удостоен Премии МВД СССР.



Дважды довелось Лановому создать образ Ф.Э. Дзержинского – в фильмах «Шестое июля» (1968) по пьесе М. Шатрова и «Бой на перекрестке» (1982, Премия КГБ в 1983 г.). В исполнении Ланового в фильме «Шестое июля» Ф.Э. Дзержинский совершенно не похож на привычный по историко-революционным фильмам образ «железного Феликса». Создатели картины сделали упор на раскрытии человеческих черт Дзержинского.



С драматургией М. Шатрова Лановой снова встретился, сыграв роль Л.Д. Троцкого в спектакле «Брестский мир» (1987, режиссер Стуруа). Не столько словесно, сколько пластически решая этот образ, актер сумел передать позерство, легкомыслие, самовлюбленность, не замечаемую самим Троцким парадоксальность многих его суждений.



Героико-патриотическая тема, роли военных занимают в творчестве актера значительное место. Каждый раз, прикасаясь к военной теме в фильме или спектакле, он снова переживает то, что довелось ему испытать и пережить. Ни одна работа в театре, в кино, на эстраде не стоила ему стольких нервных затрат, такого напряжения, внутренних волнений, как озвучивание многосерийного документального фильма «Великая Отечественная» (1979), созданного многими кинематографистами под руководством Романа Кармена. Голос Ланового, звучащий за кадром, не просто рассказывает, комментирует – он созвучен переживаниям и боли сидящих в зале. Его слово доходило и до тех, кто знал войну только по рассказам старших, книгам, фильмам, спектаклям. Чтение В. Лановвм русского дикторского текста в документальной советско-американской киноэпопее «Великая Отечественная» в 1980 году отмечено самой престижной премией того времени – Ленинской.



В качестве диктора он еще раз блеснет своим мастерством в документальном фильме «Стратегия Победы» (1985). В этом же году Василий Семенович удостаивается высшего звания в творческой среде – народного артиста СССР.



В.С. Лановой – признанный мастер художественного слова. Еще в начале 1970-х годов он выпускает премьеру литературной программы из стихов А.С. Пушкина «Когда меня постигнет судьбины гнев». Сломав привычные каноны, актер читает В. Маяковского мягко, лирично, тепло. Особенно важной для понимания Маяковского и его поэзии стала работа в спектакле «Конармия» (1966), где актер не просто читал стихи поэта, а жил в его образе, добился внутреннего и портретного сходства.



Поэтическая стихия органично вошла в творчество В. Ланового. А когда встал вопрос о преподавательской работе, В. Лановой избрал наиболее близкое и любимое для себя – художественное слово. Василий Семенович – заведующий кафедрой художественного слова, профессор (1995) Театрального училища имени Б.В. Щукина. У него два любимых русских писателя, которых он называет своей «духовной библией», – это А. Пушкин и Л. Толстой. К 300-летию Санкт-Петербурга Василий Лановой записал на радиостанции «Орфей» «Медный всадник» А. Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Бертгольц и, конечно, А. Пушкина.
Вернемся к работе В. Ланового в кино. В 1989 году Б. Мансуров сделал телеверсию романа Д. Гранина «Иду на грозу» – фильм «Поражение», в котором В. Лановой сыграл профессора Данкевича – талантливого, честного ученого, под которым в самом прямом смысле разверзлась бездна, и он понимает свою полную беззащитность перед обществом, перед кланом, руководящим наукой, где все брошено в угоду карьере.



В 1990-е годы Лановой создает целую галерею сотрудников органов государственной безопасности разного ранга в фильмах «Черный квадрат» (1992), «Падение» (1993), «Крестоносец-2» (1999). Кроме этого, он блистательно играет в экранизации пушкинской «Барышни-крестьянки» (1996). Одной из самых важных для себя артист считает и роль Александра I в фильме Игоря Таланкина «Незримый путешественник» (1999).



Кроме вышеназванных киноролей актер снялся в фильмах: «Коллеги» (1962, Максимов), «Солярис» (1967, Крис Кальвин), «Любовь Яровая» (1970, Яровой), «Анна и командор» (1975, Командор), «Дни Турбиных» (1976, Шервинский) и др. Созданные Василием Лановым образы раскрывают различные характеры героев и широкие творческие возможности актера.



Василий Лановой с успехом играет в музыкальных спектаклях, проявляет незаурядные способности в искусстве водевиля, прекрасно двигается, поет. В этом ряду надо отметить и озорного, проказливого Ковьеля («Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, 1969), и бравого капитана Роланда («Девушка-гусар» Ф. Кони, 1980), и пожилого чудака Ланглуа («Убийство на улице Лурсин» Э. Лабиша, 1990), и эксцентричного маркиза па де Труа («Золушка» Е. Шварца, 1966).



В настоящее время Василий Семенович по-прежнему много играет в родном вахтанговском театре. Недавние значительные работы – ироничный, тонкий, умный «король парадокса» Бернард Шоу («Милый лжец» Д. Килти, 1994), раздираемый любовью к власти и любовью к женщине король Генри II («Лев зимой» Д. Голдмена, 1997), автор Абель Знорко в «Посвящении Еве» Э. Шмитта (2000), Фредерик Леметр в спектакле Э. Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений» (2004). В театре Александра Калягина Василий Лановой сыграл Астрова в спектакле «Дядя Ваня» по А.П. Чехову.



В 1985 году вышла в свет книга В. Ланового «Счастливые встречи» о великих людях, которые так или иначе прикоснулись к его судьбе, в 2004 году – автобиографическая книга «Летят за днями дни...».
В 1995 году Василий Лановой возглавил в качестве председателя общественный фонд «Армия и культура», который создавался как добровольное формирование творческой интеллигенции для патриотического воспитания молодежи, поддержки военнослужащих Российской армии. Коллектив под руководством самого популярного «офицера» России провел более 800 благотворительных концертов и встреч в воинских подразделениях, в том числе в «горячих точках» – в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане. Фонд участвовал в культурно-благотворительных акциях «Сберечь Россию», «Крылатая гвардия – гордость России» (в честь 70-летия ВДВ). Одно из главных направлений работы организации – «Госпитальная программа». Фонд «Армия и культура» оказывает шефскую помощь воинам, находящимся на излечении в военных госпиталях Москвы, Тулы, Рязани, Главном госпитале внутренних войск МВД РФ.



Более 10 лет Василий Семенович возглавляет Международный детский кинофестиваль «Артек».



В.С. Лановой отмечен высокими государственными наградами: орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Дружбы (1994), Почета (2001). Среди общественных наград – ордена Андрея Первозванного, Петра Великого II степени, Святого Станислава, Национальная премия имени Петра Великого. Он награжден медалями: Пушкинской (200 лет), золотой Тютчевской (200 лет), «Золотая Фортуна» (Украина), имени В.И. Даля, имени Вернадского (РАН), имени С. Вавилова (РАН).



Живет и работает в Москве.

Добавить кандидата!